Главная » Статьи » АЗИЯ » Камбоджа |
Храмы Ангкора - наследие кхмерской цивилизации. Часть 2
Часть 1 - Через Ханой к древним храмам Камбоджи
Часть 2 - Камбоджа, Сием Рип: древние храмы Та Пром, Та Кео, Бантей Срей Часть 3 - Камбоджа. Храмы большого и малога круга Ангкора: Преа Кхан, Байон и Ангкор Ват Часть 4 - Камбоджа: дальние храмы Кох Кер и Бенг Мелеа Часть 5 - Вьетнам: ознакомительные прогулки по Хошимину Часть 6 - Юг Вьетнама: пляжный Муйне и его окрестности Часть 7 - Вьетнам: волшебный город в горах - Далат и его чудеса Часть 8 - Вьетнам: остров счастья Vinpearl Часть 9 - Вьетнам: тысячи островов бухты Ха Лонг и спокойный островок Кат Ба Часть 10 - Вьетнам: как Ким Чен Ын гонял нас по Ханою. В стадии написания Итак, еще нет полудня, а мы уже неспешно осмотрели 3 храма и мчим в следующий, согласно моего списка - Преа Кхан. Забегая вперед скажу, что для меня именно эта достопримечательность возглавила список "must see" кхмерского наследия. Преа Кхан (Preah Khan)Отправляя нас на очередную прогулку, Кхемара объяснил нам, что Та Пром, который мы увидели сегодня первым - это храм "для мамы", а Преа Кхан - "для папы". Сейчас, мы узнаем, почему именно так...Автором строительства Преа Кхан является все тот же, уже известный нам, правитель Джаяварман VII, который спустя несколько лет после Та Пром, освятил и этот храм (конец XII века), который посвятил своему отцу Дхараниндраварману. Размеры и сложная архитектура этого храма просто впечатляет! Как и в случае, с Та Промом, в Преа Кхан изначально четко продуманный архитектурный план со временем дополняется хаотичными постройками, которые вырастают на любом мало-мальски свободном пространстве, что не поддается никакой логике современного человека. Наш водитель привез нас к северному входу в храм Преа Кхан. Мы проходим немножко по рыжей пыльной дороге, вдоль леса, в котором бегают маленькие чумазенькие камбоджийские дети, чьи родители тут же приторговывают кокосами, водой, едой и прочим товаром, и попадаем на широкий мост через узкую реку. Тут, нам снова на глаза попадаются бесформенные и непонятные фрагменты какой-то символической сцены, которая размещается у всех храмовых входов. Посмотрите на эту груду камней: а вы бы догадались, что тут изображено? А вот с другой стороны моста, наконец-то, мы нашли более менее собранный образ: какие-то персонажи держат длинную змею за хвост. Да еще какую змею, аж о семи зубастых головах! Если разбираться с буддийскими символами, то это тела двух гигантских нагов (змеи), которые с левой стороны держит ряд девов (полубогов), а с правой ряд асуров (демонов). Многоголовые наги - кхмерский символ радуги, они переводят нас через ров, и по всей видимости, служат в качестве нага-моста между миром людей и богов. Ну, а головы деват и асуров банально были украдены. А у змеи в зубах застрял страшный, пока еще спящий, монстр :))) Эх, прости, наг, зубочистки с собой не прихватили :( Северная гопура (входные ворота) внешнего периметра имеет три входа с башнями, центральный вход является самым широким, для того, чтобы через него могли проехать телеги с грузами. В далекие-далекие времена на этом месте произошло крупное сражение с Чамами, которое предотвратило завоевание Ангкора, здесь был убит король Чамов. Сначала тут был построен дворец Яшовармана II и лишь позже, Джаяварман VII возвел здесь храм Преа Кхан. Дата его освящения, а также другая информация о храме и проживающих в нем, земли и богатства, принадлежащие ему, стали известны благодаря найденной при восстановлении стелле, в которой изложены все эти подробности. Такая же стелла была обнаружена и в Та Пром, их оставлял Джаяварман VII, чтобы увековечить для потомков память о себе и богатствах кхмерской империи. Перед нами вырастают ворота третьего периметра, перед которыми выстроена крестообразная терраса с множеством нагов и львов, охраняющих гопуру в компании с одним, оставшимся из двух, безголовым дварапаласом. Дальше, если посмотреть на схему храма, которую я повесила выше, мы оказываемся просто в каменном лабиринте из проходов, "библиотек", погребальных часовен или фамильных гробниц. Территория Преа Кхан очень большая, не имея схемы на руках, тут запросто можно "слегка" заблудиться. Вокруг храма Будды можно увидеть три маленьких прямоугольных храма: западный посвящен Вишну, северный Шиве, а южный - умершим королям и королевам. Все постройки украшает потрясающая резьба с немыслимым числом сюжетов из жизни богов. Многие резные изображения Будды на стенах и в нишах были уничтожены при Джаявармане VIII в результате антибуддийской реакции, а некоторые были переделаны в отшельников. В галерее центрального святилища Преа Кхан находится ступа, которая была здесь установлена уже в XVI веке, на месте стоящей изначально тут оригинальной статуи Локешвары. Отверстия, которыми испещрена вся стена, предназначены для крепления бронзовых облицовочных листов, которых, как утверждают надписи на стенах, было здесь около 1500 тонн. Именно с этой точки хорошо просматриваются все четыре галереи, ведущие к четырем сторонам света - входным воротам. До сих пор достаточно большие участки территории Преа Кхан оставлены практически нетронутыми и не восстановленными, многие внутренние дворы и некоторые проходы буквально завалены камнями, через которые и пробираются особо любопытные туристы, свернувшие с устроенным проходов. Так и я, свернув в какой-то момент с натоптанной тропы и отстав немного от своих, оказалась в абсолютном одиночестве и полной тишине во дворе, который как мне показалось, я первая отыскала... я долго тут стояла одна, как будто правда поверив, что я и есть первооткрыватель этих руин, затерянных в джунглях. Невероятное чувство! Мы прошли галерею насквозь, с севера на юг, и оказались у очередной гопуры, где у южной террасы нас встретили оба стражника-дварапаласа. Обратите внимание на хорошо сохранившийся в верхней части гопуры резной орнамент - сюжет какой-то битвы. Джунгли есть джунгли, тут мы заметили толстую лианну, на которой всем захотелось покачаться, как мартышкам. А Егор приметил на дереве страшненькую ящерицу, у которой как-то странно выпадала косточка из горла, ууух! Мы пересекли Преа Кхан с севера на юг, и пора было возвращаться обратно к Кхемаре. Ребята поспешили уже без остановки через осевую галерею... А я, конечно, так не смогла, и совершенно случайно, съедаемая любопытством, свернула в галерею направо... Пройдя немного вперед, заглядывая через огромные окна во внутренние дворы, я как-то незаметно для себя перебралась туда - внутрь. И попала в настоящий лабиринт: меня окружали стены, от пола до потолка, изрезанные орнаментом, хаотичные столбы, фальш-окна с балюстрадами, фигуры апсар, деват, богов и прочих мифологических и религиозных персонажей. И здесь я тоже, каким-то чудом, оказалась совершенно одна. Куда порой исчезают все туристы с моего пути? Я выскочила из этого каменного двора, чтобы догнать Максима с Егором, пока они меня окончательно не потеряли. Уговорила их вернуться и заглянуть туда, в "мое" таинственное местечко, а потом еще и еще пройти вперед... А друзья-то наши давно уже ушли к машине, и жаждят отправиться куда-нибудь на обед. Поэтому Максим, сказал, что всё, конечно, увлекательно, но пора и честь знать - разворачиваться обратно. Я говорю, ну погоди, в последнюю арочку нырну, выгляну в окошко... И тут моему взору предстал огромный двор с удивительным, нигде доселе невиданным двухэтажным строением, и мы продолжили свое обследование храма Преа Кхан. Конечно, я сейчас понимаю, что надо было готовиться к поездке еще более тщательно. Я выбрала храмы для посещения, поверхностно изучив их историю, подобрала правильное время посещения, но вот в детальный план каждого из них, я конечно же, не внедрялась. Как оказалось - напрасно. Конкретно в Преа Кхан мы не увидели самое интересное, об этом напишу чуть ниже. Что это за двухэтажное строение с круглыми колоннами, не типичной для кхмерских построек того периода архитектуры, доподлинно неизвестно. В настоящий момент поддерживается единственная версия, что это зернохранилище, у которого пол второго этажа и лестницы были деревянными, и потому до наших дней не сохранились. Но зернохранилище получилось очень красивое, а, главное, как оно устояло столько веков?! А теперь про то, что мы не увидели, совсем немного не дойдя до восточного входа храма. Именно здесь посетителей встречает большое помещение, состоящее из четырех небольших дворов, окруженных 24 колоннами. Этот зал был крытым, но крыша со временем разрушились. Это настоящий лабиринт из колонн, богато украшенный барельефами, с выточенными в камне танцующими апсарами, его называют Залом Танцоров. На фото ниже, справа можно увидеть красные колонны этого зала. Но мы об этом не знали, и побродив вокруг зернохранилища, развернулись на выход - поспешили к друзьям, уже давно ожидающим нас у машины. Кстати, если подходить с восточной стороны, то у дороги можно увидеть уникальную, хорошо сохранившуюся постройку - "Дом огня". Такие дома возводились по всей империи, вдоль главных дорог, на расстоянии десятка километров друг от друга. Предположительно они служили местом отдыха паломникам. Мы же заходили и выходили через другие ворота, потому это строение нам не попалось. Единственный храм, где лично мне не хватило времени на осмотр, я бы еще часик нашла, чем там заняться. На обратной дороге покупаем за доллар кокос у девчушки лет 12-ти, которая ловко и умело орудовала мачете, разбивая его верхушку. Кокос был из холодильника, потому сок оказался прохладным и вкусным - очень актуально по такой жаре. К этому времени мы все уже созрели для обеда, Кхемара предложил нам на выбор ресторан с кондиционером, поцивильней, но и с ценником повыше, или прямо здесь, в одной из придорожных кафешек возле парковки перед входом в храм. Мы дружно решили рискнуть и уселись на пластиковые стулья за стол, накрытые клеенкой, в простенькой едальне. Зато цены на блюда нас вполне устроили, а когда мы задумались над ценой на пиво в 2,5$, нам тут же предложили альтернативу за 1$ - камбоджийского. Это был наш первый обед в камобджийском ресторане, и кхмерская еда оказалась вполне себе вкусной. Всего мы заплатили 16$ за троих, ну и прикупили еще один кокос для Егора, он же пиво не пьет :))) На обед мы потратили непозволительно много времени - целый час, с другой стороны, нам нужен был отдых, как физический, так и эмоциональный, чтобы продолжить осмотр задуманного на сегодня. Теоретически, в мои планы входил осмотр Ангкор Тома - Терраса слонов (Terrace of the Elefants) и Терраса Прокаженного короля (Terrace of the Leper King), Бапхуон (Baphuon), но наш водитель, как-то уверенно повез нас к Байону, давай знать, что, если мы хотим успеть еще и в Ангкор Ват, то придется кое-что проигнорировать. Впрочем, мы и не сопротивлялись. Таким образом, мы подруливаем к знаменитому Байону. Байон (Bayon)Жара, конечно, дает о себе знать - за бортом глубоко за 30 и спасает только кондиционер в нашем авто, да влажные освежающие полотенчики, с которыми нас встречает Кхемара после каждого храма. Осматривать этот храм пошли 2/3 нашей команды, остальные взяли тайм-аут, чтобы собраться с силами на осмотр "маст си" № 1.Громадина храма-горы Байон поражает еще издалека, особенно она интригует совершенно хаотичными нагромождениями башен. При ближайшем рассмотрении мы начинаем видеть на башнях лица, очень много лиц... Байон, так же, как и другие, увиденные нами сегодня храмы, был построен королем кхмерской империи Джаяварманом VII. Датой постройки считается конец XII - начало XIII столетия. Если лики, изображенные в Та Пром и Пре Кхан, были олицетворением матери и отца правителя, то с башен Байона, предположительно, смотрит он сам - король-бог Джаяварман VII. Когда попадаешь на территорию храма, немного теряешься, кажется, что тут и вовсе нет никакого логичного порядка, никакой четкой схемы расположения башен, но это заблуждение, умные кхмеры не строили храмов без четкого плана. Храм имеет три уровня, но в отличие от остальных, не имеет рва вокруг внешнего периметра, так как находится по сути в центре города Ангкор Том, окруженного рвом. «Раньше, - говорит нам французский писатель Пьер Лоти, - необходимо было, в полном клубке густого подлеска и висящей растительности, расчищать тропинку с молотящейся палкой. Повсюду лес переплетается и сжимается, задыхаясь и обременяя. Огромные деревья, завершающие разрушения завладели даже на вершине башен, которые служат им в качестве постаментов. Вот двери - корни, как старая грива, драпирующие их тысячами полос " (Переведено Google). И, правда, посмотрите старые фото, сделанные первыми реставраторами в начале XX века... Я все время представляла, как это: идешь-идешь по джунглям, а сквозь заросли на тебя смотрят сотни лиц... Более 200 каменных ликов, со спокойной улыбкой созерцают с нескольких десятков башен. В большинстве своем башни имеют по 4 изображения, обращенных к разным частям света. Очень интересное занятие, считать сколько лиц видно из одной точки. Каменные башни в виде лотоса имеют различную высоту, и от того увеличивают эффект хаоса - лица смотрят отовсюду! Так как все в архитектуре кхмеров имело какой-то религиозный смысл и символизм, то и Байон не был исключением. По одной версии - храм является воплощением в реальность духовных верований буддийского царя Джаявармана VII: четыре грани каждой башни, обращенные к четырем сторонам света, обозначают вездесущность бодхисаттвы Локешвары. По другой версии, башни, несущие портрет своего правителя, соответствуют количеству провинций королевства, а их умножение является символом Силы бога-короля. Иногда Джаяварман VII устает созерцать на окружающий мир сквозь века, и тогда он опирает свою голову о специальный столбик :) Во время нашей прогулки по Байону мы обнаружили пару спрятанных Будд Помимо двух сотен ликов, есть у храма Байон еще одна примечательная черта - он очень щедро декорирован резьбой с изображениями повседневной жизни кхмеров или батальных сцен. На одном из дворов мы обнаружили глухую высокую стену, на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонле-Сап. Байон, являющийся буддистским храмом, стал последним государственным храмом, построенном в Ангкоре. Честно говоря, в Байоне, было очень много туристов, сложно и для фотосъемки, и для прогулки по, и без того узким, проходам между хаотичными каменными башнями. Едем в последний на сегодня, самый известный в мире, храм Ангкор Ват. Вдоль дороги расселись обезьяньи семейки :) остановились, пофоткали и дальше поехали. Ангкор Ват (Angkor Wat)Припарковались на задворках какого-то рынка, от парковки пришлось прогуляться по не очень чистой территории, вдоль торговых рядов. Туристов здесь было очень много, видимо начинают подтягиваться и те, кто не встречал рассвет у Ангкор Вата, желая компенсировать закатом. Сами оцените, мы приехали в храм в 15.30, а свет уже очень приятный и создает атмосферную картинку.Ступени, сползшие вниз от времени... Местные дети, купающиеся в мутной воде рва, но такие счастливые! Сегодня Ангкор Ват хорошо отреставрирован и полностью расчищен от джунглей. Вряд ли я могу рассказать о храме Ангкор Ват грамотно и увлекательно. Заинтересованным, пожалуй, стоит обратиться к многочисленным трудам десятков ученых и археологов, которые подробно, на протяжении десятилетий, порой посвящая всю свою жизнь этому, изучая камень за камнем, пытались разгадать закадки кхмерской цивилизации. Ангкор Ват, занимающий территорию в 200 га, является самым грандиозным архитектурным сооружением кхмерской империи, он, конечно же, не может не впечатлить своими масштабами, не поразить замыслом! Наверняка, любой турист, оказавшись здесь, не перестает повторять вопрос: "Как?! Как это возможно было сделать в XII веке?!" Индуистский храмовый комплекс был построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II и был посвящён богу Вишну. Строился он, как и Та Кео, в котором мы побывали сегодня утром, как храм-гора, символизирующий мифическую гору Меру — обиталище богов. Внешняя стена храма, окруженная широченным рвом (около 200 метров), представлена туристам западной гопурой, с тремя широкими башнями (их ширина такова, что позволяла перемещаться там на слонах) и бесконечными галереями, с квадратными колоннами. В одной из башен западной гопуры установили статую многорукого Вишну, которая предположительно раньше размещалась в центральном храме. Кстати, обезьяны, проживающие на территории Ангкор Ват, достаточно агрессивны. Не стоит к ним особо близко подходить, особенно если в руках у вас есть что-то съедобное - нападают, выхватывают. При нас обезьяна без повода вцепилась малышке в ногу... В общем, будьте начеку! Мы же, пройдя длинную внешнюю галерею, оказываемся на огромной территории первого внутреннего двора Ангкор Вата, и понимаем, что до него самого идти и идти! От западной гопуры к храму ведет каменная дорога длиной в 350 метров, украшенная балюстрадой в виде фигур Нагов. С обеих сторон дороги расположены гигантские «библиотеки», куда ж без них в кхмерских храмах! Сделаю маленькое не лирическое отступление... Так как мы давно катались по храмам, а перспектив попасть домой в ближайшие пару часов еще не было, нам "приспичило" поискать туалет. Местные подсказали, что искать его надо за одной из "библиотек". Там, кстати, организован и рынок с сувенирами и красивыми изделиями и картинами, и есть точки "общепита" с настойчивыми зазывалами. Туалет же оказался еще дальше, за рынком, на территории кладбища, был он платным - несколько кабинок с "дырками", наличных денег хватало только на одного из нас, потому пришлось строго посмотреть на барыжника, и сказать, что мальчика он просто обязан пропустить бесплатно! Так что позаботьтесь об этом заранее, в древних храмах ничего как не было оборудовано для этих нужд в XII веке, так и осталось. Возвращаясь от туалета, мы как раз оказались у одного из прудов с лотосами, откуда открывается красивый вид с отражением храма в воде, именно за этим кадром охотятся миллионы туристов со всего света. Эти водоемы появились здесь гораздо позже - примерно в XVI веке. От входной башни к центральному храму ведёт дорога, которую обрамляют парапеты со скульптурами семиглавых змей. Центральная часть Ангкор Ват представляет из себя платформу, на которой возведено сооружение из трёх концентрических прямоугольных строений с открытыми дворами. Каждая последующая галерея возвышается над предыдущей. Проходим через крытые крестообразные галереи, богато украшенные резьбой на индуистские темы, с квадратными столбами и попадаем во внутренний двор, где перед нами буквально вырастают гигантские башни в виде лотосов. Народу тут мыслимо не мыслимо, да очередь стоит длиннющая, чтобы подняться на одну из башен и увидеть всю территорию храмового комплекса Ангкор Ват с высоты. Вот как выглядело центральное святилище в начале реставрационных работ. Мы сперва решили постоять в этой очереди, но потом бросили эту затею, так как времени было жалко и решили просто прогуляться по галереям, из которых можно было попасть во дворы второго периметра. Внутренние дворы Ангкор Ват, захваченные зарослями джунглей, до расчистки и проведения реставрационных работ. Здесь мы также обнаруживаем "библиотеки", но уже поменьше размером, чем те, которые видели при входе. "Библиотеки" встречались нам сегодня практически во всех храмах - это типичная постройка для кхмерской архитектуры. Доподлинно неизвестно, но предполагают, что она строилась в качестве хранилища различных ритуальных атрибутов и священных текстов. Это предположение возникло при нахождении на одном из строений памятной надписи об этом. Строили "библиотеки" всегда парами, располагая симметрично относительно оси восток-запад. Здания имели каменные двухскатные крыши с мансардными окошками, четыре входные двери, которые были ориентированы по сторонам света. В нишах галерей Ангкор Вата порой можно встретить статуи богов. Все примерно в таком состоянии, как эта. Да простят меня те, чьи религиозные чувства я задену, первое, что пришло в голову при виде ее: "хоть кол на голове теши" Мы снова выглянули во внутренний двор - не рассосалась ли очередь покорителей вершины, но нет, нисколько не убывала. Тут же приметили танцовщиц, готовых за небольшую плату исполнить традиционный танец кхмерских апсар. Но проходящий мимо турист был скуп в массе своей. Кстати, изображениями этих самых апсар украшены все стены Ангкор Ват - этих небесных танцовщиц здесь насчитывается чуть менее двух тысяч, они имеют разные выражения лиц, отличные друг от друга наряды и украшения, позы и прически. Ну, а мы отправляемся в сторону выхода, ранний подъем и насыщенная экскурсионная программа дают о себе знать, хочется ужинать и отдыхать, ведь завтра нам предстоит еще более ранний выезд на дальние храмы. В одной из галерей выстроились в ряд найденные уцелевшие статуи богов, все наряженные, но в большинстве своем безголовые. Какой же сильный по эмоциям и впечатлениям был сегодня денек! Бросаем прощальный взгляд на настоящее чудо света, имя которому храм Ангкор Ват. Возвращаемся в отель, прощаемся с Кхемарой до завтра, идем пешочком ужинать во вчерашний ресторан. Перед отбоем договариваемся на рецепшен о завтраке на 6.45, так как на 7 утра у нас уже назначен выезд в дальние храмы Сием Рипа. | |
| |
Просмотров: 2196 | Теги: |
Всего комментариев: 0 | |