Главная » Статьи » АЗИЯ » Камбоджа

Храмы Ангкора - наследие кхмерской цивилизации. Часть 3
Часть 1 - Через Ханой к древним храмам Камбоджи
Часть 2 - Камбоджа, Сием Рип: древние храмы Та Пром, Та Кео, Бантей Срей
Часть 3 - Камбоджа. Храмы большого и малога круга Ангкора: Преа Кхан, Байон и Ангкор Ват
Часть 4 - Камбоджа: дальние храмы Кох Кер и Бенг Мелеа
Часть 5 - Вьетнам: ознакомительные прогулки по Хошимину
Часть 6 - Юг Вьетнама: пляжный Муйне и его окрестности
Часть 7 - Вьетнам: волшебный город в горах - Далат и его чудеса
Часть 8 - Вьетнам: остров счастья Vinpearl
Часть 9 - Вьетнам: тысячи островов бухты Ха Лонг и спокойный островок Кат Ба
Часть 10 - Вьетнам: как Ким Чен Ын гонял нас по Ханою. В стадии написания

На сегодняшний день у нас запланирован осмотр двух дальних храмов: Кох Кер и Бенг Мелиа, путь до которых весьма и весьма не близок, а уже в 18:30 мы вылетаем обратно во Вьетнам - на этот раз нас ждет Хошимин, он же Сайгон.

Вчера мы договорились с персоналом отеля о раннем завтраке, ночью собирали чемоданы, чтобы сразу выехать из номеров и оставить их на рецепшен. Ранний подъем, мы внизу, через 15 минут за нами подъедет Кхемара... Завтрака нет, персонала тоже нет. Вообще нигде никого нет! Своими криками "Hello", "Good morning!" через какое-то время вытащили из каморки сонную то ли уборщицу, то ли по совместительству и повариху, которая была нам очень удивлена, а еще больше удивлена нашим желанием позавтракать. После 10-ти минутных созвонов и разговоров с администратором, она, наконец-то, приступила к приготовлению. Тут и Кхемара подтянулся уже. В результате было потрачено, а ведь еще и оторвано от сна, зря 40 минут драгоценного времени, особенно жалко было детей. И за это, в общем целом неплохой Chayra Angkor Hotel, получил от меня сниженную оценку на Букинге.

В итоге, вместо 7 стартуем в 7.40 утра. Наш путь пролегает через бесконечную череду населенных пунктов - вечный придорожный рынок, школы, домики на ножках...
Камбоджийские деревни Дороги в Камбодже
Камбоджийские деревни, рынок у дороги

Да, меня заинтересовали домики на высоких ножках, и мы об этом спросили Кемару. Как мы и предположили, дома, во-первых, строили так, чтобы быть повыше от животных и змей, которые живут в джунглях, во-вторых, пространство между домом и землей используется, как оазис прохлады: там и проводят застолья, и отдыхают в развешенных гамаках, хранят всякую всячину и тому подобное.
Дома на ножках в Кампучии
Дома камбоджийцев

По словам нашего водителя - эти дома достаточно старые, многим из них около сотни лет. В жизни бы не подумала, выглядят они вполне неплохо.
Как выглядят дома в Камбодже

Все свободные участки земли в Камбодже возделаны, на них обязательно что-нибудь выращивают: где-то рис, где-то нам попались плантации орехов кешью и так далее. Наш камбоджийский друг, на вопрос: "За счет чего живет страна?", ответил, что на первом месте казну пополняет сельское хозяйство, доход от производства занимает второе место, и лишь, на 3-м - это туризм.

Деревушки закончились, вдруг у обочины нарисовалась будка, оказывается, здесь продаются билеты в Кох Кер. И здесь же, кстати, организован большущий туалет с десятками кабинок - вот так, в чистом камбоджийском поле: будка, туалет и сад перед ним. Кстати, запомните! билеты можно купить только здесь, у входа в храмовый комплекс они не продаются!
Где продают билеты в Кох Кер

На подъезде к территории храма, прямо на дороге, нас встречают дикие камбоджийские buffalos, подобного мы видели вчера в Бантей Срей. Но из машины мы их не боимся :)))
Дорога к храму Кох Кер, Камбоджа
Дикие буйволы в Камбодже

Кох Кер (Koh Kher)

Путь из Сием Рипа до Кох Кер длиной в 120 км занимает у нас 2 часа. Посещение храма Koh Kher обходится в 10$ с человека, дети идут бесплатно. На место мы прибыли к 10 утра.

Мы выходим из машины и нас буквально оглушает непонятный постоянный звук! Он настолько громкий и жуткий, что мы невольно начинаем озираться и искать источник. Из сувенирной палатки к нам лениво подошел мужичок, проверяющий входные билеты. К слову сказать, вся огромная территория Кох Кер ничем не огорожена, и вы, теоретически, можете зайти в любом месте... только вот леса здесь до сих пор не до конца разминированы, так что вряд ли стоит рисковать ;)

Мы спросили местного, что это за звук разносится повсюду, он кивнул на большое дерево-баньян, возле которого мы стояли, и сказал, что это жуки, которые на нем живут. Но сказал, что они не опасные, и мы выдохнув, пошли изучать развалины еще одного древнего храма Камбоджи. Видео смотреть СО ЗВУКОМ!

Первые встреченные руины напомнили нам Преа Кхан. Здесь мы снова видим галереи с окнами с балясинами от обезьян.

Вместо привычных нам гопур нас встречает святилище, выложенное из рыжего кирпича.

Храмовый комплекс Кох Кер имел достаточно обширную территорию - храмы были разбросаны на площади около десяти квадратных километров, от которой на сегодняшний день осталось не так уж и много. В древние времена он являлся одной из столиц кхемерской империи ангкорского периода.

Входная башня и мостовая с колоннадой, ведущая в храм, по обеим сторонам которой вырыты рвы с водой, и сохранившийся с одной стороны от дамбы многоголовый наг, лежащий на земле.
Храмовый комплекс Кох Кер, Камбоджа
Дальние храмы Ангкора - Кох Кер
Koh Kher, Angkor

Новую столицу, расположенную в 100 км от Ангкора, основал король Джаяварман IV в 928 году. Здесь был построен большой и могущественный королевский город, возведены многочисленные монументы, маленькие храмы и башни. Джаяварман IV построил в Кох Кер водный резервуар огромных размеров - барай Рахал.
Древняя столица кхмеров - Кох Кер

Центральная часть сохранившейся территории вся застроена небольшими прасатами из рыжего кирпича, их здесь около двух десятков. Снова мы гуляем почти одни: мы, стрекот невидимых жуков и руины, честно говоря, я прониклась атмосферой этого места...
Прасаты храмового комплекса Кох Кер

А жуткий стрекот продолжает заполнять всё пространство, эти страшные жуки таятся в баньянах, но иногда пролетают мимо - пугая нас своими размерами.

Совершенно неожиданно перед нами вырастает пирамида-гора - она огромная, но видишь ее только подойдя к руинам последних ворот - западной гопуре. Впереди стоящие строения практически до последнего шага скрывают этого гиганта.
Пирамида смерти Кох Кер, храмы Ангкора
Прасат Том в Кох Кер
Дальние храмы Ангкора
Сием Рип, дальние храмы

Это и есть основная сохранившаяся часть храма Кох Кер - Prasat Thom. Высота пирамиды составляет 36 метров.

Вопрос, который не давал мне покоя - пустая или полая эта гигантская пирамида? Но ни на месте, ни в различных научных источниках, я так и не нашла ответа. Разве что есть одна версия... И мы отправились наверх, чтобы найти ответ на мучающий меня, и заразивший этим друзей, вопрос...

Еще несколько лет назад на вершину "пирамиды смерти", так прозвали Прасат Пранг в народе, нельзя было подняться, но с 2014 года сделали хорошую лестницу и разрешили подъем.

На самом верхнем ярусе в древности было обустроено святилище, особенно четко об этом говорят злобные мифологические барельефы - львы-атланты, явно раньше что-то поддерживающие.

Но больше всего интригует вот это отверстие... Как глубоко оно пролегает? Для чего оно было сделано? В одной из географических передач мы слышали версию, что кровожадный правитель Джаяварман IV скидывал туда непокорных и провинившихся подчиненных. Почему нет?! Ученые до сих пор не разгадали эту тайну, ведь для того, чтобы докопаться до истины - понадобится разобрать саму пирамиду.

Вот осыпавшиеся камни тоже оставили вопрос. Так как место, откуда выпали камни выглядит странно, как будто его специально разбирали или туда прилетел какой-то снаряд...
Пирамида Кох Кер, Камбоджа

Джаяварман IV жил и правил в своем королевском городе Кох Кер до самой своей смерти - 941 года. После его смерти, сын - Харшаварман II, оставался здесь недолго, уже через три года он вернулся в Ангкор, который снова стал столицей кхмеров.

Закончив осмотр храмового комплекса, мы уже было пошли к нашему микробусику, как я заприметила руины по ту сторону дороги. Оставить их без внимания, мы, разумеется, не могли.

Эти строения стоят в лесу отдельно от основного комплекса, никто ими не интересовался и рядом с ними не было ни одного туриста.

Впечатление - пошел в лес за грибами, нашел древние бесхозные "библиотеки". Походили, потрогали, попозировали, прикоснулись к древностям.
Заброшенные библиотеки Кох Кера

Следующий и последний в нашем камбоджийском путешествии - храм Бенг Мелеа. От Кох Кера до Бенг Мелии переезд в 57 км. Скорость тут в среднем держится в районе 40-50 км/час, редко больше, как сказал Кхемара - "snake road", и это действительно так. До места добрались за час.

В Камбодже коровы тощие, просто жуть - кожа, да кости, им - бедолагам здесь совсем нечего кушать, джунгли - это совсем не коровья пища.

Бенг Мелеа (Beng Melea)

Многие побывавшие здесь туристы, рекомендовали именно этот дальний храм, как обязательный при осмотре достопримечательностей Ангкора, именно поэтому я его включила в наш маршрутный лист. Стоимость посещения храма Бенг Мелеа 5$, дети снова идут бесплатно.
Библиотека в храмовом компексе Бенг Мелеа

В отличие от Кох Кер, здесь было очень многолюдно. Для каждого кадра мне приходилось выжидать момент, когда толпа рассредоточится.
Схема храма Бенг Мелиа, Ангкор

Храмовый комплекс Бенг Мелиа был построен королем Сурьяварманом II, да тем самым создателем знаменитейшего Ангкор Вата, но несколько раньше. Бенг Мелеа, по сути, стал прототипом достопримечательности № 1. Каким именно божествам он был посвящен, доподлинно неизвестно, так как археологами никакие записи об этом не были обнаружены.
Мостовая Бенг Мелиа, Камбоджа
Древние храмы в камбоджийских джунглях

В отличие от других увиденных нами храмов Ангкора, этот можно осматривать лишь следуя тропой из деревянных настилов, проложенной среди руин и каменных завалов.

Да, весь храм - это руины и груды камней.

Центральное святилище разрушено полностью, попасть туда, конечно, можно, сойдя с деревянных помостов, но достаточно опасно. Хотя, наверняка, там было бы очень интересно побродить.

Иногда попадаются арочные и дверные притолоки с барельефами с мифологическими сценами, окна с колоннами, и все это переплетено корнями деревьев. Говорят, тут бродят местные "гиды", они предлагают за небольшую мзду сойти с туристической тропы и показать вам все потайные места. На самом деле никакого подвоха нет, и проведут, и покажут... Но вот нам такие не подвернулись, потому мы здесь бродим, как все - по помосткам.

Чем впечатлил Бенг Мелеа - масштабом, несмотря на то, что площадь его территории составляет всего 1 км, но видно, что храм имел внушительные размеры.

Но, наверно, для того, чтобы проникнуться сполна, здесь не хватает уединения, как нам везло до сих пор в других храмах.

Здесь также присутствует вмешательство времени и природы, как в Та Пром, но руины оставлены археологами "как есть", лишь поддерживающие конструкции сохраняют Бенг Мелиа от дальнейших разрушений.

Зато, в отличие от остальных, Бенг Мелиа не "засажен" хаотичными прасатами. Здесь точно была четкая планировка, хотя сейчас это и сложно разглядеть.

А вот барельефов тут сохранилось не так уж и много, может уничтожило время, может были не везде.

На фронтоне псевдо двери (такие очень часто встречались нам в камбоджийских храмах, впрочем, как и псевдоокна), очень хорошо сохранился красивый барельеф: какой-то бог, оседлавший носорога.
Бенг Мелеа - храмы Ангкора

В уютном дворике покачались на лианах :) Зачетные качельки!

Фикусы-душители захватили в плен храмовый комплекс Бенг Мелеа: они обвили все постройки, заполнили пространство внутренних дворов, спускают свои корни, похожие на связки электрических проводов, вдоль строений...
Камбоджа, дальние храмы Ангкора
Дальние храмы Ангкора: Бенг Мелиа

"Дом огня" расположен с западной стороны комплекса, его украшают хорошо сохранившиеся барельефы с танцующими апсарами.
Beng Melea, Cambodia

Несмотря на то, что храм выглядел громоздким, мы достаточно быстро закончили с его осмотром. Вышли наружу, обнаружили нагов, но на этот раз пятиголовых и устроили фотосессию...

Я только отошла с того места, где позировала, как вдруг рядом со мной раздался шлепок! Что-то упало на землю рядом. Максим перевел объектив и сказал в ужасе: "Это ж змея!" А ведь целилась эта змеюка прямо в меня.
Змеи в камбоджийских джунглях

Испуганные, дофоткали живописные руины, стараясь не стоять под деревьями (а это возможно в джунглях?) и отправились в туалет "на дорожку". Это, кстати, единственная достопримечательность, где мы обнаружили такой жизненно важный объект.
Храмовый комплекс Бенг Мелеа, Сием Рип

Странно, но все змеи-наги в Бенг Мелеа были пятиголовыми, в отличие от других храмов Ангкора. На выходе нам попались последние, совсем нарядные, отреставрированные наги, как бы прощаясь с нами, ну, а мы с камбоджийскими храмами.
Символы кхмерской цивилизации - змеи-наги пятиголовые Символы кхмерской цивилизации - змеи-наги

У выхода нас ждал наш "бусик", в дорогу мы прикупили килограмм мангустинов за 2.5$ и шейк из манго за 1.5$, составили Ксюше компанию.

Мы закончили с планами по Камбодже, нам оставалось вернуться в отель, взять чемоданы и отправиться в аэропорт. Кхемара не спрашивал, но почему-то по умолчанию подразумевалось, что он нас туда и доставит.

Надо было пообедать, так как ужинать мы должны были уже в другой стране. По дороге от Бенг Мелиа в Сием Рип остановились в придорожном ресторане. Дико туристическое место, куда свозят всех туристов местные экскурсоводы и таксисты, вот и мы не стали исключением. Этот посредственный ресторан с не самым дешевым ценником, стал, пожалуй, единственным не самым приятным воспоминанием для меня в той поездке. Долго ждали, забыли про блюдо для ребенка, которое пришлось заказывать заново, уже когда все остальные поели, а потом еще и подсунули счет с ценами, отличными от меню, которое предоставляли при посадке.

В Сием Рип мы заехали в наш Chayra Angkor Hotel, забрали чемоданы с рецепшен и за 10 минут доехали до аэропорта. С Кемарой прощались уже как с родным :) Камбоджийские каникулы оказались крайне короткими, осталось еще что посмотреть, но вот забросит ли судьба во второй раз? - вряд ли :| До свидания, далекая загадочная Камбоджия! И жди нас, наконец-то, Вьетнам!

Категория: Камбоджа | Добавил: Kotofei (06.09.2019) | Автор: Ирина Чимина
Просмотров: 1602 | Теги: Кох Кер, Ангкор, Бенг Мелеа, Камбоджa, Сием Рип | Рейтинг: 3.0/2