Главная » Статьи » ЕВРОПА » Словакия |
Между Польшей и Словакией - новогодние каникулы в горах. Часть 3
Часть 1 - дорога Москва - Словакия: Ждиар - Белианская пещера
Часть 2 - Польша: горнолыжный курорт Бялка-Татшаньска Часть 3 - Словакия: Старый Смоковец в Высоких Татрах и Кошице Часть 4 - Польша: соляная шахта Величка. Часть 5 - Словакия: замок Стара Любовня. Возвращение домой в Москву. В стадии написания Второе января было по-настоящему зимним и солнечным! После завтрака все опять разъехались - кто куда, в основном кататься на лыжах. Но, так как наша семья далека от этого вида спорта, то мы собрались осматривать дальше зимнюю Словакию. Машинка, которая прошла с нами 4500 км по зимним дорогам России, Беларуси, Польши и Словакии Дети валялись в снегу во дворе, наслаждаясь замечательной погодой. А мы, встретив там же Ярослава и Мирослава, «зацепились языками». К тому моменту, четких планов на сегодняшний день мы не имели, да вот ребята как раз и подсказали. Оказывается, в городке Старый Смоковец, что в Высоких Татрах, каждый год в этих числах в Ледовом Музее строят ледяные скульптуры на различную тематику. В этом году мероприятие посвящено Спишской Капитуле – собору, в котором мы побывали полтора года назад летом. Ну, а подогрели наш интерес они тем, что там же можно скатиться на санях с горки, длиной в 2,5 км! Едем, не раздумывая! Ждиар – городок в Высоких Татрах, растянувшийся на несколько километров вдоль дороги, проходящей через Польшу и Словакию. Здесь найдутся горнолыжные трассы для активного зимнего времяпровождения, несколько десятков гостевых домов для аренды, несколько небольших продуктовых магазинчиков и рестораны местной кухни… Выехав из своего городка, мы отправились в Старый Смоковец (Stary Smokovec) – до куда езды всего 25 км. Места тут сплошь и рядом красивенные! Высокие Татры впечатляют, как летом, так и зимой. А условия для катания здесь видимо созданы много где, необязательно ехать в самые раскрученные горнолыжные места Словакии. Найти парковку в Старом Смоковце нам удалось не сразу: сперва мы проехали через весь город по указателям на паркинг, но что-то нам там не понравилось, и мы вернулись немного назад, выбрав парковку с более приветливыми парковщиками. И та и та парковка платная, стоит 1,80 евро в час. Мы оплатили сразу 2 часа, за 3,50 евро, собственно вполне уложились в это время. Ниже приведу карту, где красным обозначила местные парковки, а также выделила галочкой место, куда надо будет идти. Стари Смоковец вместе с Нови Смоковец, Горни Смоковец и Долни Смоковец образуют район Смоковце (Smokovce). Это один из самых известных в Словакии курортных районов, имеющий все условия для круглогодичного отдыха. Первые отели этого курорта стали появляться еще в конце XIX века. Мы от парковки поднимаемся вверх к «Starý Smokovec – lanovka» - фуникулерная станция, откуда можно подняться на вершину горы, к ледовому городку. Только путь от парковки туда нашли мы не сразу, пришлось поспрашивать местных, да смотреть в каком направлении массово идет народ. Сперва поднимаемся по лестнице к такому супермаркету, затем вот, видите слева от магазина, лестница вверх – идем по ней, с коляской пришлось попотеть :( Мы оказываемся на дороге и идем влево в направлении такой симпатичной деревянной церкви – это Собор Непорочного Зачатия Девы Марии, построенный в 1888 году. Церковь построена в альпийском стиле – структура церкви деревянная, а стены кирпичные. Затем огибаем церковь, поворачиваем направо и уже видим впереди длинный хвост очереди за билетами на фуникулер (наземная канатная дорога): Грибьенок (Hrebienok) – основное место для катания в Смоковце как опытных лыжников, так и новичков. Мы покупаем на всех билеты только наверх на гору Гребьенок, и лишь на меня покупаем билет и вниз тоже. Тут же в магазине с сувенирами и спортивными товарами можно взять напрокат большие сани различного калибра, на которых собственно и предстоит спуститься вниз 2,5 км. Всего мы потратили 45 евро: 29 на фуникулер на 4-х и 16 евро на аренду 2-х саней. В обнимку с санями поднимаемся наверх на наземном фуникулере, который способен всего за 9 минут доставить посетителей на высоту 1263 м. Вот в этих двух шарах-шатрах и разместились экспонаты Ледового музея. И если в один шатер попасть достаточно легко, то во второй надо отстоять длинннююющую очередь. Пока мы стояли в очереди дети немного успели покататься со снежных склонов. Наконец, попали в сам Ледовый дом Вырвавшись из ледяного плена, мы отправились к началу 2,5-километрового спуска с горы. Семейное фото на память, и мы расстаемся. Ну вот, вся семья стремительно умчалась по снежному склону вниз, а я обвешанная двумя тяжелыми фотоаппаратами, с коляской племянника в руках, плетусь к фуникулеру. Да, да, даже полуторогодовалый малыш отправился в это замечательное зимнее путешествие на санях. Усаживаясь в поезд, я уже пожалела о своем решении – не ехать с горы на санках, но было поздно, мне оставалось лишь грустно махать рукой, проносившимся параллельно с нами довольным людям. Мои прилетели вниз раньше меня, сдали саночки обратно в магазин, и вышли оттуда просто сияющими. Егор говорит: «Я никогда в жизни еще не катался с такой длинной горки!», а Максим отвечает ему: «Ты не поверишь, сынок, но я тоже впервые за свои 40 лет!» :))) На обратном пути заехали в LIDL, закупились продуктами на ужин. Вечер провели все вместе в гостиной у потрескивающего камина, да парясь в сауне, которую затопили для нас хозяева дома. Кто-то пел песни под гитару, кто-то играл в настольные игры, типа Activity, кто-то просто отдыхал от насыщенного дня. В ходе посиделок было принято решение завтра совершить совместный выезд «на дальняк» - в Кошице. В общем-то решение съездить в Кошице было принято еще при планировании поездки сюда. В интернете были расписаны все красоты этого старинного словацкого города, а фотографии, выложенные в Яндексе, были одна краше другой. За такой красотой мы готовы были двинуться в путь длиной в 140 км, и даже оплатить 10 евро за виньетку, так как ехать предстояло по платной дороге. Виньетки в Словакии есть трех типов (для легковых авто): на 1 год, на 30 дней и на 10 дней. Стоимость 50 евро, 30 евро и 10 евро соответственно. Купить виньетку в Словакии можно он-лайн, на официальном сайте, указав лишь номер автомобиля, страну регистрации, даты использования и адрес электронной почты, на который придет подтверждение. Распечатывать электронную виньетку нет необходимости. Но именно с последним пунктом не у всех все прошло гладко. Некоторые не получили письмо-подтверждение, и не со всех карт прошла оплата. Худо ли бедно, но еще накануне вечером мы все были «овиньечены». Лично мне письмо-подтверждение об оплате пришло уже после нашего возвращения в Москву. Карта платных дорог Словакии
В это путешествие, в отличие от прошлогоднего, это был единственный массовый выезд. Правда стартанули из дома мы все равно, разбившись на две команды, но на паркинге в Кошице оказались практически одновременно. На фотографии ниже: дорога двухсторонняя, и здесь как раз видно то, о чем я писала во второй части рассказа – в Словацких горах практически не чистят дороги от снега. Взгляд от зеркала оторвать невозможно! Какая же там красота! Я люблю дорогу, люблю фото и видео из разряда «в пути», в этом и есть романтика и настроение таких автопутешествий… Бескрайние словацкие просторы, здесь так уютно, как оказалось не только летом, но и зимой… В дальнюю дорогу отправились, как обычно с рациями у каждого экипажа, шутки-прибаутки в эфире и помощь при обгонах, как всегда. По платной дороге ехать очень даже комфортно, ограничение скорости - 130 км/ч, что для нас вполне достаточно. На полпути остановились на заправке – стекла помыть, чай/кофе попить. В Кошице мы выбрали подземный паркинг крупного торгового центра (GPS 48.718049, 21.264035), где оставили на отдых своих железных коней, а сами, собравшись впервые вместе, отправились на пешеходную прогулку по городу. Кошице – достаточно крупный по словацким меркам город, имеет древнюю историю. Впервые он упоминается в летописях аж в начале XIII века, с века XIV он становится вторым по величине городом Словакии… Погода здесь не добавляла предрождественского настроения: малоснежно, практически дождливо и как-то серо вокруг. Пройдя немного ничем не примечательными улицами мы вывернули на Главную, да, да, она так и называется Hlavna ulica. Вскоре перед нами выросла громада Собора Святой Елизаветы Венгерской. А перед Собором было еще одно небольшое, но тоже примечательное строение. Лишь на обратном пути мы узнали, что это. Перед Кафедральным Собором расположилась колокольня, построенная в готическом стиле - Башня Урбана. Дата постройки отдельностоящей от Собора колокольни - XIV век. Интересна и печальна история колокола Башни Урбана в Кошище: во время сильного пожара 1556 года все колокола расплавились, и в 1557 году из остатков тех колоколов был выплавлен новый – весом в несколько тонн, который и был торжественно водружен на башню, где благополучно провисел несколько веков, но очередной пожар, случившийся в 1966 году, снова поверг его на землю, от падения колокол раскололся, да так и остался лежать у подножия по сей день. На колокольне же сегодня висит его копия. Католический Собор Святой Елизаветы Венгерской строился, как и многие крупные и известные соборы Европы в несколько этапов, в течении продолжительного времени – с конца XIV века по начала XVI века. И также, как и большинство европейских «собратьев», этот собор не миновали крупные пожары, случившиеся в средние века. Пока все остальные ушли бродить по Главной улице, я осталась изучать очень интересную аркаду внизу Башни Урбана. Во время реконструкции, проводившейся в XIX веке, под зданием башни были найдены 36 надгробных плит, датируемых XV – XVI веками, которые теперь вмурованы в стены колокольни. Между Кафедральным Собором и Кошицким государственным театром разбит парк, но назвать его уютным, пожалуй, не смогу. То ли здесь шли ремонтные работы, и они остались не законченными, то ли он по жизни так выглядит, но целостной картины не получилось, даже несмотря на наличие ледяных скульптур, отлитых к новогодним праздникам. И это я еще спрятала все недостатки при фотографировании. Помню, в литовском Каунасе видели такой столб с велосипедами :) Зато ширины Главной улицы как раз хватило, чтобы сделать групповое фото. Как в любом средневековом городке Европы, здесь установлены чумной столб. 14-ти метровая колонна была построена в 1722-1723 гг. Вдоль Главной улицы иногда попадаются дома с красивыми фасадами. Например, Levočský dom. Стоит отметить, что старая часть города была практически пуста. Наша компания, пожалуй, стала самым ярким событием сегодняшнего дня в полусонном Кошице. Две части Главной улицы сужаются и далее продолжаются вдоль трамвайных путей. Сегодня здесь были выставлены торговые ряды в виде деревянных палаток. Наверно, на днях здесь было шумно и весело, а сегодня полная тишина. Трем палаткам, торгующим горячим вином (varene vino) и словацкими вафлями по 1 евро, мы за 5 минут сделали дневную выручку, на которую они сегодня вряд ли даже рассчитывали. А уж магазинчику с горячими сладкими trdelnikami мы уделили особое внимание :))) Можно сказать, что на этом интересная часть прогулки по Кошице закончилась. Все дальнейшие попытки найти хоть что-нибудь примечательное в городе не увенчались успехом :( Суровое здание Конституционного суда Словакии, с жуткой головой недремлющей Фемиды под крышей… Прочие страсти-мордасти Вдоль абсолютно пустынной Ulica Kovacska расположилось довольно много ресторанов. Наверно в другие дни здесь кипит жизнь, но сегодня об этом ничего не напоминает. В одном из переулков мелькнуло здание Бастиона Каты и Родосто - копия турецкого дома, в котором в 1720-1735 годах жил в изгнании последний лидер восстания против Габсбургов - Франтишек II Ракоци. Поняв, что больше тут ловить нечего, свернули обратно, в сторону Главной улицы, чтобы перейти на другую сторону площади и поискать интересности там. Направо ничего примечательного, налево тоже. На этом, пора заканчивать прогулку, пришло время для обеда… Мы для себя выбрали недорогое заведение Jaskyna в 1-й минуте от Кафедрального Собора, где снова умудрились поесть на 18 евро на 4-х. Цены в польских и словацких ресторанах однозначно радуют! Когда мы вышли из ресторанчика, на улице начало смеркаться и повсюду включилась праздничная подсветка. Я на минуточку заглянула внутрь Кафедрального Собора Даже сквер перед театром с вечерней подсветкой выглядел не так уж хмуро Во время прогулки мы купили в свою коллекцию симпатичный офорт с изображением церкви Святого Михаила, уж больно картинка нам понравилась, только вот незадача – нигде не встретили мы эту загадочную Kapitulu :( И вот, возвращаясь к стоянке по другой стороне Главной улицы, выбираю ракурс, для того, чтобы поместить в кадр весь Кафедральный Собор, и мой взгляд фиксирует её! Ту самую Капитулу Святого Михаила Архангела! А ведь она была первой достопримечательностью, которую мы увидели в старом Кошице, только проходили мы с тыльной стороны, потому и не узнали :) Готическая церковь Святого Михаила Архангела была построена в VIX веке на месте бывшего городского кладбища и поначалу служила костным домом. В XVI веке, во время угрозы турецкого вторжения, ей была уготована судьба оружейного склада. В стенах Капитулы хранится 18 надгробных камней, датированных средними веками. И вот эти последние нарядные кадры из Кошице, которые напоследок фиксировал мозг, немного реабилитировал город в наших глазах. Уходя по Главной улице, я обратила внимание на стеклянные крыши на земле, прикрывавшие какие-то раскопки. Заинтересовавшись, подошли поближе, чтобы разглядеть. Оказалось, это серия подземных тоннелей, в них, кстати, можно попасть, которые в средние века служили складами и убежищами. Тоннели проходят вдоль городских стен и рвов, а также вокруг фундамента Кафедрального собора. С одной стороной, эта поездка показалась нам всем наименее интересной за все наше путешествие. А если учесть, что и путь сюда лежал не близкий, то разочарование на лицо. Т.е. ехать сюда вот так целенаправленно, особенно в подобный день, когда все музеи и магазины закрыты, я не посоветую туристам. И все же, и все же… Думаю, что летом здесь наверно поприятнее, к тому же всё-таки есть, что посмотреть в Кошице, к примеру:
Ну, а мы возвращаемся в Ждиар в наш уютный дом в горах, коротать вечер у камина. А на завтра мы планируем Польшу. | |
| |
Просмотров: 2315 | Теги: |
Всего комментариев: 0 | |