Главная » Статьи » РОССИЯ » Города России

Часть 1 - Крым. Бахчисарай: Ханский дворей и Парк миниатюр
Часть 2 - Крым. Севастополь
Часть 3 - Крым. Бахчисарай: Чуфут-Кале
   Сегодняшний день мы решили посвятить доблестному городу Севастополю. Уже знакомой тропой спускаемся с наших гор, и буквально сразу прыгаем в маршрутку №2, которая везет нас до автовокзала Бахчисарая. 3 минуты в очереди, и у меня в руках заветные билеты на ближайший автобус (они там ходят каждые 10-15 минут, расписание можно посмотреть в Яндексе) до Севастополя. И стоит это удовольствие сущие копейки: 76,50 руб со взрослого, и 38,25 руб за ребенка.
   Если Вы не готовы к таким экспериментам, а-ля "камбек" в СССР, можете заказать себе комфортный трансфер из Бахчисарая в Севастополь, но за это придется заплатить около 1800 руб.

Есть ли жизнь в Бахчисарае? В смысле магазины, сфера услуг и что-то подобное. Живя и гуляя вчера по старому городу, мы уж было подумали, что с этим тут совсем глухо. Ан нет! Проезжая на автобусе мимо города современного, отметили что всё тут в порядке с жизнью.
Крым. Бахчисарай

За окошком автобуса мелькают крымские пейзажи...
Крым. Севастополь

А вот и он - город-герой, город-порт Севастополь. Добраться в Севастополь из аэропорта Симферополя можно либо заказав трансфер, либо взяв на прокат авто непосредственно в аэропорту.

Крым, Севастополь

Автобусик страшненький, старенький, но ничего, домчал нас за положенные 40 минут до центрального автовокзала Севастополя. Рядом с вокзалом стоял внушительный такой паровоз с корабельным орудием, хотели сфотографировать перед отъездом, но не сложилось, осталось только такое фото.

Первым местом, которое мы хотели посетить была "35-я береговая батарея". Путь туда лежал не близкий, но мы всё же решили ехать туда на свой страх и риск. Дело в том, что на экскурсию категорически не пускают детей до 7-ми лет, и нашего шестилетку могли попросту "завернуть".

По городу запланировали перемещаться на общественном транспорте, к этому я подготовилась заранее, ещё дома разыскала из рассказов туристов нужные нам маршруты, номера автобусов-троллейбусов. Остановка общественного транспорта оказалась прямо у автовокзала, вскоре подъехал и нужный нам троллейбус №7. 100 лет не ездили в троллейбусах, а дети, так и вовсе в них не ездили, на билеты передаем по старинке - водителю по 7 рублей с носа.

"35-я береговая батарея", как добраться: От автовокзала, ж/д вокзала проезд до Центрального рынка или до площади Лазарева: автобус, маршрутное такси № 4, 71, 109, 112, 110, троллейбус № 1, 3, 7, 9. Далее пересадка от остановки общественного транспорта "Центральный рынок" на автобусы № 105 и №177 или маршрутные такси №7, №77 до остановки "Музей "35-я береговая батарея".

Пассажиры все очень активно участвуют в нашей судьбе :), рассказывая где нам сойти, на что пересесть. 7-й троллейбус довез нас всего лишь до площади Лазарева (проспект Нахимова), откуда нам пришлось прогуляться пешком до остановки "Центральный рынок", где мы принялись ждать 105-й автобус. Автобусы, маршрутки подходили одна за другой, буквально каждую минуту, но нашего 105-го не было. Периодически люди советовали нам сесть на 95-й, дескать он тоже туда идет, другие категорически отговаривали, т.к. идти там очень далеко получается. По итогам нашей поездки: друзья, НЕ НАДО ехать в "35-ю батарею" на 95-й маршрутке, она реально останавливается ОЧЕНЬ далеко от музея. Ждали мы очень долго, минут 30, и в результате приехала 77-я маршрутка, в которую мы и забились, там все маршрутки ходят переполненными. Пишу всё это так подробно, для тех, кто также собирается перемещаться по Севастополю на общественном транспорте.

35-я береговая батарея

Ехали очень долго, всего наш путь от автовокзала до музея "35-я береговая батарея" занял 1,15 ч. На месте мы были в 11.30, а ближайшая экскурсия была в 13.00, т.е. полтора часа ожидания. Нам повезло, люди, стоявшие в очереди перед нами, отказались столько ждать, и мы забрали последние билеты на это время, следующим уже досталось на 13.20.

Часы работы: май-октябрь с 10.00 до 19.30, выходной понедельник; ноябрь-апрель с 10.00 до 17.30, выходной понедельник-вторник. Экскурсии проводятся каждые 20 минут-30 минут, вход СВОБОДНЫЙ.
Музей 35-я батарея, Севастополь, Крым

Информация от музея для посетителей с детьми:
    "Экспозиция музея рассказывает о самых трагических днях обороны Севастополя периода 1941 - 1942 годов и рассчитана на устойчивую психику взрослого человека. Тематика экскурсии сложна для детского восприятия. Из-за отсутствия объектов, интересных детскому взору, и длительности экскурсии (1,5 часа) дети быстро утомляются, начинают разговаривать, бегать, тем самым отвлекая и мешая экскурсоводу и посетителям. Кроме того, в помещениях батареи достаточно сыро и наблюдается повышенная влажность, что негативно влияет на здоровье маленьких детей. По вышеизложенным причинам посещение экскурсий детьми до 7 лет запрещено, до 12 лет - не рекомендуется."

Слава богу, наш 6-ти летка внушил доверие кассиру (после подготовительной беседы), и мы стали счастливыми обладателями билетов на экскурсию. Полтора часа в ожидании мы потратили на посещение фотовыставки севастопольского фотокорреспондента Бориса Григорьевича Шейнина "Три минуты войны Бориса Шейнина", осмотра экспозиции раритетной автомобильной техники периода Великой Отечественной войны и прогулке по открытой территории 35-й батареи.

Бронебашенная береговая батарея № 35
   Решение о создании батарей сверхкрупного калибра было принято Генеральным штабом России в 1910 году. Специальной комиссией Генерального штаба было определено, что для Черноморского флота достаточно двух батарей: по две двухорудийные башни в каждой батарее. Важно отметить, что были созданы и испытаны целевые орудия специально для береговой артиллерии, а не сняты с линейного корабля. 21 мая 1911 года Николай II утвердил решение о строительстве батарей в Севастополе и выделении 8 миллионов рублей на их постройку. Для обороны Севастополя было решено разместить батареи сверхкрупного калибра на южном (в районе мыса Херсонес) и северном флангах (Северная сторона) существующей системы береговой обороны главной базы Черноморского флота. Источник

За Пантеоном памяти мы обнаружили артустановки, в которых можно было посидеть, полазать, потрогать и покрутить.
Крым, Севастополь, 35-я батарея Крым, Севастополь, 35-я батарея

Место захоронения останков бойцов, найденных при строительстве музейного комплекса. Кто-то опознан, но в основном могилы безымянные.
Музей 35-я батарея, Севастополь, Крым

Командно-дальномерный пост, который был связан с основной батареей 200-метровым подземным коридором.

Окопный парк
35-я береговая батарея, Севастополь фото
Достопримечательности Севастополя - 35 береговая батарея

Рядом с музейным комплексом расположен пляж, люди купаются и загорают, напоминая нам, что мы находимся в Крыму, рядом с морем.
35-я батарея экскурсия, фото

Часовня, в ней покоятся останки 6 бойцов, найденные при ее строительстве. Внутри мерцают зажженные свечи и звучит, соответствующая данному месту, музыка.

Под тентом собрали разные виды прицепов для полевой кухни.
Крым, Севастополь, 35-я батарея 35-я береговая батарея, Севастополь фото

Чугунный памятник-карта укрепительных сооружений обороны Севастополя 1941-42 гг.
Крым, Севастополь, 35-я батарея

Позиция 1-й башни двухорудийной установки "МБ-2-12". Башня разрушена и выхода внутрь неё нет.

Позиция 2-й башни. В декабре 1941 года здесь произошел пороховой взрыв, который разрушил башню и унес жизни 35 человек.
35-я батарея экскурсия, фото

Мы находимся над казематами, внутри которых позже и будет проходить наша экскурсия.
Крым, Севастополь, 35-я батарея

Вход в казематы и памятник погибшим защитникам Севастополя.
35-я береговая батарея, Севастополь фото
Музей 35-я батарея, Севастополь, Крым

После осмотра территории, до начала экскурсии, мы начали смотреть документальный фильм "Нас не слышит земля", посвященный трагическим дням обороны. Досмотреть фильм мы не успели, так как пришло время экскурсии. Но по возвращению домой, мы его сразу же нашли, и посмотрели всей семьей, со слезами на глазах и у взрослых, и у детей.

Экскурсия проходит по правому крылу казематов броннебашенной батареи, центральной силовой станции, орудийному блоку, кубрику, кают-компании, камбузу и медицинскому блоку. Здесь нам рассказали о строительстве батареи, ее боевом прошлом, о ходе героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., о судьбах защитников города, принявших последний бой в районе 35-й береговой батареи, здесь собраны личные вещи и документы, свидетельствующие о тех тяжелых днях. Затем мы перешли в левое крыло казематов батареи, по потерне попали в помещение орудийного блока 1-й башни, спустились в помещение фильтро-вентиляционных установок на глубину до 17 м, и вышли к морю. Здесь, под палящим июльским солнцем 42-го, брошенные на произвол судьбы своим командованием, бойцы ждали спасения с моря, но оно не пришло, и им пришлось сражаться до конца.
Крым, Севастополь, 35-я батарея

Мы вернулись в центрально-силовую станцию, где у Стены памяти зажгли свечи в память о защитниках Севастополя. Затем мы перешли в Пантеон памяти - здесь на стенах списки тысяч погибших, а под музыку со звездного неба на вас смотрят те, кому мы обязаны нашим сегодняшним днем. Из Пантеона все вышли со слезами скорби и благодарности на глазах.

Наш шестилетка вёл себя достойнейшим образом: за полуторачасовую экскурсию он не проронил ни звука, лишь внимательно слушал всё, что рассказывал нам экскурсовод. Многое понял, очень проникся трагедией, случившейся здесь. Резюмируя, я хочу сказать, что с одной стороны понимаю руководство музея, которое не допускает детей до 7-ми лет на экскурсии, а с другой стороны ребенок ребенку рознь: то, что будет одному тяжело физически, непонятно эмоционально и неинтересно, то другому, подготовленному и опытному маленькому туристу, будет очень нужно и важно для развития чувства патриотизма и гордости за народ своей страны.

Наша экскурсия закончилась в 15.00, времени на обед совсем не оставалось, ведь нам надо было вернуться в город, так как там запланировано ещё пара мероприятий. Заморив наших червяков парой сосисок в тесте, да пирожками, мы двинулись в обратную дорогу. На 105-м автобусе мы доехали до остановки ЦУМ, откуда по улице, с подходящим к обстановке названием Древняя, минут за 12 мы дошли как раз до музейного комплекса "Херсонес Таврический". Ещё не дойдя до входа, сквозь ограду забора, мы увидели руины древнего города и виднеющийся вдали Владимирский собор с золотым куполом.

Музей Херсонес Таврический

Очередь в кассы оказалась очень длинной, и нам пришлось там постоять минут 10-15. Пока стояли в очереди, Егор выбрал сувениры для своих любимых воспитателей (он им обещал), а папа купил морскую пилотку для сына, которую, одев сразу же, он так и не снял до отлета с Крыма.
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический

Часы работы: с 08.00 до 21.30. Музейная экспозиция открыта с 09.00 до 19.30. Стоимость: 120 р./взр, 75 р/реб., дети до 7-ми лет бесплатно.

Даже находясь среди античных развалин, не забываем, что Севастополь - это военно-морская база Российского флота.
Музей Херсонес Таврический фото

Несмотря, на далеко послеобеденное время, туристов было очень много. Просто слишком много! Билеты есть, как для самостоятельного осмотра, так и с экскурсионным сопровождением, потому многие толпились у входа, ожидая время начала своей групповой экскурсии. Мы на это, к сожалению, не имели времени, потому, изучив схему расположения объектов, двинулись в самостоятельный поход.
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический

Античный театр IV-III вв. до н.э. Местами неплохо сохранился, местами хорошо восстановлен ;)

Комплекс водохранилищ (водоизмещение около 1500 куб.м.) первых веков н.э. В начале IX века водохранилище было засыпано мусором, а в XII-XIII вв на этом месте построены жилые дома, которые были разобраны при раскопках начала XX века.

Хорошо читается фундамент 4-х апсидного храма.

Севастополь

Очень интересное сооружение - "Базилика в Базилике". Две последовательно существовавшие трехнефные базилики. Ранняя - большая базилика VI века с мозаичными полами и помещением с купелью. В X веке строится малый храм, полностью поместившийся в центральном нефе ранней базилики. Второй храм не уцелел в пожаре XIV века.
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический

Античные развалины Херсонеса Таврического: дома, соборы, хозяйственные помещения.

Базилика XI-X вв.

Мы вышли к берегу, здесь вовсю купались люди, честно говоря, и мы уже были не прочь, да нет ни времени, ни одежды соответствующей, так лишь снова вспомнили, что мы в Крыму. Данное местечко чем-то напомнило Храм Геры, расположенный на Пелопоннесе, где также возле античных развалин разместился небольшой уютный пляжик.
Музей Херсонес Таврический фото

Кстати, некоторые купальщики, умудрялись переодеваться, спрятавшись прямо за невысокими остатками древних стен :)

Отовсюду виден Владимирский Собор, который как бы доминирует над древним городом.
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический

В XIX веке этот колокол находился на звоннице Херсонесского монастыря. В Крымскую войну его увезли в Париж в качестве военного трофея. Оттуда он был возвращен в 1913 году.

Средневековый квартал
Заповедник Херсонес Таврический в Севастополе, фото

Раннехристианские мозаики, которые украшали полы христианских храмов в VI веке. Они были выполнены из мрамора, керамики и цветных известняков.
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический

Экспонаты, найденные во время раскопок Херсонеса
Заповедник Херсонес Таврический в Севастополе, фото

Монетный двор был построен в IV-III вв. до н.э., от него сохранились 4 помещения.
Херсонес Таврический, Севастополь, фото

Как мне не хотелось попасть внутрь Владимирского собора, но ввиду ограниченного времени, мы приняли решение туда не ходить, и, кстати, именно благодаря этому мы успели-таки на последнюю экскурсию в музей "Обороны Севастополя".
Крым, Севастополь, Херсонес Таврический

Так, с осмотром Херсонеса покончено, хотя, если бы мы не спешили, то там было ещё на что потратить пару часиков. Мы же торопимся на панораму "Обороны Севастополя 1854-1855 гг". Забираемся в 22-ю маршрутку, правда Максим хотел всё-таки взять такси, но гостеприимные крымчане, убедили нас, что мы и на этой маршрутке доедем до нужного нам места, а 36 рублей по-любому выгоднее, чем 300, которые запросил таксист.

Сошли на площади Ушакова, завернули на небольшую смотровую, расположенную на набережной.

Панорама "Оборона Севастополя"

Через небольшой и приятный для прогулки сквер, добрались до касс панорамы "Обороны Севастополя 1854-1855 гг.".
Крым, Севастополь

Как хорошо, что мы спешили сюда. Несмотря на то, что время работы указано до 19.00, а касс до 18.30, последнюю экскурсию запускают в 18.00, и именно на неё мы и успели. Стоимость: 200 р./взр, 80 р./реб, дети до 7-ми лет бесплатно. Немного подождали начала экскурсии, перекусив по очередной сосиске в тесте (второй обед на сегодня и последняя наша трапеза) в кафешке рядом с кассой.

Конечно, панораму надо видеть вживую, фото не передают всего масштаба.
Крым, Панорама Оборона Севастополя, фото
Крым, Панорама Оборона Севастополя
Панорама Оборона Севастополя в Крыму
Оборона Севастополя панорама, достопримечательности Крыма
Музей Панорама оборона Севастополя в Крыму, фото
Достопримечательности Севастополя - Музей Панорама Оборона Севастополя
Крым, Панорама Оборона Севастополя

После экскурсии нам надо было отправиться на автовокзал. Но не тут-то было, простояв на одной остановке минут 30, провожая взглядом едущие мимо нас битком набитые маршрутки, мы долго-долго шли, уже в темноте, пешком, куда-нибудь поближе к цивилизации и большему скоплению транспорта. Наконец, мы нашли нужную остановку и еле-еле вбились в подошедшую как раз маршрутку № 7. Едва я с двумя детьми (вообще-то уже не совсем маленькими) втиснулась в двери автобуса, как сразу три молодых курсанта повскакивали со своих мест, уступая их нам. Я даже немного растерялась от такого приема. Выходя из автобуса, сказала им, что они настоящие мужчины!

На общественном транспорте, да к тому же битком набитом людьми, мы накатались на год вперед. Но севастопольские таксисты заламывают недетские тарифы, потому экономия всё-таки вышла значительная. Несмотря, на бешенную усталость, отваливающиеся ноги, Севастополь оставил у нас самые положительные эмоции, а ещё больше запомнилось дружелюбие и отзывчивость его жителей.

Отправляясь из Бахчисарая в Севастополь на рейсовом автобусе, я как-то совершенно не подумала, что вокруг да около курортные города, и уехать вечером в субботу из Севастополя окажется проблемой. Эта мысль меня посетила только тогда, когда мы вошли в здание автовокзала и увидели длиннющие очереди к каждому окошку касс, тут же пришло понимание, что и мест-то в автобусе ограниченное количество... Слава богу, нам повезло, и мы всё-таки отхватили билеты на автобус, который отправляется в Бахчисарай в 20.10. А то пришлось бы искать Квартиры посуточно Севастополь, хотя это самый дешевый вариант ночлега здесь.

Час пути, и в девять мы в Бахчисарае. Тут уж не стали себя мучать и взяли такси, которое за 200 рублей домчало нас до "Надежды", ведь мало того, что мы так сегодня и не успели поужинать, главное было не остаться без завтрака завтра. Максим уговорил меня купить колбасы, которая у них называлась "Краковской", но на неё была мало похожа, но, как говориться "на безрыбье и рак рыба". Уложив детей спать, мы разместились на удобных подушках топчана на заднем дворе, и открыли бутылочку другого крымского. Вспомнили, что ничего не купили к вину, и настрогали немного той самой колбасы, но есть её мы не смогли, и не уверены были, что сможем ей позавтракать.

Категория: Города России | Добавил: Kotofei (16.09.2017) | Автор: Ирина Чимина
Просмотров: 3564 | Теги: Херсонес, 35-я батарея, Севастополь, Крым | Рейтинг: 5.0/1