Главная » Статьи » РОССИЯ » Города России |
Бахчисарай и Севастополь. В Крым на 2 дня. Часть 3
Часть 1 - Крым. Бахчисарай: Ханский дворей и Парк миниатюр Часть 2 - Крым. Севастополь Часть 3 - Крым. Бахчисарай: Чуфут-Кале Спалось после вчерашнего насыщенного дня сладко и долго. Позавтракали жуткой "краковской колбасой". Собрали чемоданы, т.к. время выселения всё-таки в 12, а мы запланировали посетить пещерный город Чуфут-Кале. 5 минут по тропинке вниз, к "Надежде", и мы как раз успеваем запрыгнуть в маршрутку № 2, которая везет до Свято-Успенского пещерного монастыря. Ещё в автобусе я обратила внимание на мужчину лет 60-65, но в очень хорошей физической форме, с небольшим рюкзачком за спиной, который раздавал советы по Чуфут-Кале соседке, сидящей рядом с нами. На конечной остановке маршрутки мы сходим, а мужчина предлагает нам "совместную прогулку по пещерному городу, с подробным изложением всех исторических фактов". Дядечка сразу же расположил нас к себе, и мы с удовольствием согласились на эту экскурсию, о чем, скажу сразу, ни на секунду потом не пожалели. Так вот, начинаем, мы свой путь в сторону Свято-Успенского пещерного монастыря. Туристы идут просто неиссякаемым потоком. Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. В 1778 греческое население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником. В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Википедия ![]() Так монастырь расстраивается дальше ![]() Вот это интересное сооружение похоже на кельи каких-нибудь монахов-отшельников, в Греции, например, это было бы именно так. ![]() Здесь же всё оказалось гораздо проще - это курятник. ![]() Вообще, у монастыря территория немаленькая: храмы, хозяйственные постройки, помещения для домашних животных. А мы продолжаем свой путь к объекту, который нас интересует гораздо больше - к Чуфут-Кале. Подниматься к Южным воротам долго и не просто, дорога представляет из себя выложенную старыми неровными, но отполированными камнями, тропу длиной в пару километров. Вдоль всей дороги выставлены столы с местными товарами: поделками из можжевельника, крымскими чаями из трав, восточными сладостями и прочей сувенирной и ремесленной продукцией. Ну вот, наконец-то, перед нашим взором вырастает скала с пещерами и парой караимских домов. ![]() Войти на территорию непросто - слишком узки Южные ворота Кичик-Капу, в результате образовался затор из-за многочисленности групп. Ожидаем, когда групповые туристы попадут на территорию. ![]() ![]() ![]() На входе отдаем 500 рублей (200 р/взр, 100 р/школьники), в эту стоимость входит групповая экскурсия, но нам это уже не интересно, у нас есть свой персональный гид. Эту фотографию входных ворот я сделала, когда народ уже разошелся немножко. ![]() Мы осваиваем первые пещеры, которые вырезаны в скале в несколько ярусов. Это так называемый "Христианский пещерный комплекс". Хотя внутри можно полазать, но людей так много, что не протолкнуться, не сфотографировать :( ![]() ![]() Историки считают, что город-крепость в этом месте была заложена примерно в V-VI вв, к X веку её основным населением были аланы. Когда город перешел во владения кыпчаков, он получил название Кырк-Ер. Мы поднимаемся вверх от Южных ворот узкой-узкой улицей, стен домов, которые были выстроены вдоль нее, уже почти не осталось, но по ширине улице становится ясно, что город основательно готовился к отпору нападавших врагов, ведь чем Уже проход, тем проще держать оборону. Потому и входные вороты, через которые мы попали в город, сделаны такими экстремально узкими. Все дороги в Чуфут-Кале, оставшиеся ещё со средних веков, сделаны из неровных отполированных камней. Передвигаться по ним не так уж просто, и обязательно надо иметь хорошую обувь (женщины! Никаких каблуков и босоножек!). ![]() Сегодня, в большинстве своем, город представляет из себя руины. Но кое-что всё же сохранилось и до наших дней. Например, два караимских храма - кенассы, восстановлением которых занимается караимская община. В момент, когда мы вошли во двор, там находилось одновременно две группы, человек 60, не меньше. Потому сфотографировать кенассы мне удалось лишь со второй попытки, когда мы шли на выход из города. ![]() ![]() Деревянная расписная розетка на потолке, кстати, тоже старая. ![]() Памятная доска в кенассе сделана в честь посещения Чуфут-Кале царской семьей в 1886 году. ![]() Ну, а мы не стали толпиться в тесном дворике с групповыми туристами, а зашли сзади кенасс и заглянули в окошко, разглядывая как выглядит изнутри караимский храм. ![]() Здесь нашли пещеру с обвалившимся потолком, наш гид рассказал, что когда-то здесь была караимская библиотека. Егор сходил в читальный зал :) ![]() Отсюда открывается вид на ещё одну сохранившуюся постройку - жилой дом-усадьбу, в котором сегодня организован музей, посвященный культуре караимов. ![]() ![]() Караимы начали селиться в здешних местах с XIV века, и со временем стали составлять большую часть населения Кырк-Ер, основной из причин этого стало ограничение проживания этого народа на остальной территории Крымского ханства. Над городом парят гигантские хищники ![]() Мы находим руины мечети, построенной в 1346 году и отреставрированной в XV веке. ![]() ![]() ![]() Сколько событий помнят эти камни на дороге?! ![]() ![]() Крепостные ворота Орта-Капу, от которых начинается первая оборонительная стена, а позади неё оборонительные рвы. ![]() ![]() Мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике Ханым, 1437 год постройки. По легенде Джанике бросилась в пропасть, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с любимым. Именно поэтому мавзолей выстроен неподалеку от края пропасти. ![]() ![]() Позади мавзолея есть дерево, которое исполняет желания, если его обнять и загадать оное. ![]() Долина Ашлама-Дере. Как же здесь красиво, пол Крыма "как на ладони"! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы огибаем оборонительную стену, здесь организована целая система оборонительных рвов. Наш гид поставил меня на одну точку и велел ждать, когда передо мной внезапно появится сын. И, хоть я и ждала с фотоаппаратом наготове, появление Егорки было совершенно неожиданным, он как будто вырос из под земли :) ![]() Мы с большим удовольствием полезли изучать эти катакомбы, выскакивая по-очереди на поверхность из разных мест. ![]() ![]() ![]() Во времена Крымского ханства крепость служила местом заключения высокопоставленных военнопленных. Государственный монетный двор также находился на территории Чуфут-Кале. ![]() Во время нашей прогулки, на территории монетного двора были выстроены бутафорские стены и прочие декорации, здесь постоянно снимают какие-нибудь фильмы. ![]() А мы спускаемся по каменным ступеням в пещеры, вырезанные прямо возле самого обрыва - это Чауш-Кобасы - подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века. Использовались они для хозяйственных нужд. В дальнем углу одной из пещер есть место с потрясающей акустикой. Впечатленные, мы потом ещё долго шли по улице и гудели какой-то караимский напев. А в пещеру, кстати, регулярно приходит музыкант, он играет на очень необычной гитаре. На обратном пути, уже распрощавшись с нашим гидом, мы вернулись и послушали его немного, к сожалению, снимать себя он не разрешил. ![]() ![]() ![]() Путники, поднимающиеся под палящим солнцем в пещерный город Чуфут-Кале. ![]() Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Другой Хан, Менгли I Герай, основал новый город, куда и перенес ханскую столицу. Постепенно жители стали спускаться с гор, предпочитая более комфортную жизнь в новом городе - в Салачике. В крепости же остались жить караимы и немного крымчаков. В XVII веке Кырк-Ер начинают называть Чуфут-Кале, что означает "иудейская крепость". Настоящую усадьбу так обстроили декорациями для фильма, что трудно различить, что здесь реальное, а что нет. ![]() ![]() Колея в камне, продавленная колесами тысяч телег. ![]() ![]() Ограничения на проживание караимов были отменены со временем вступления Крыма в состав Российской империи, жители стали покидать Чуфут-Кале и перебираться в большие города. Чуфут-Кале был полностью покинут жителями к концу XIX века, за исключением семьи смотрителя, они и стали последними жителями этого уникального поселения. Ворота восточной крепостной стены - Биюк Капу. ![]() Дойдя до последних ворот, мы не захотели прощаться с этим удивительным местом, и двинулись в обратную сторону, к Южным воротам, немного другим путем, находя еще неизведанные интересные места. ![]() ![]() Мы пробирались сквозь колючие кусты по самому краю обрыва. Кусты наоставляли нам заноз в пальцах и зацепок на одежде. Тут и там нам то и дело попадались какие-то пещеры. ![]() Одна из пещер была большой и очень заинтересовала нас своим устройством, позже я узнала, что это был двух-ярусный тюремный каземат. ![]() ![]() ![]() Проходим мимо мавзолея, и надо же, ни души народу, можно фотографировать ![]() И у Южных ворот стало гораздо интереснее и романтичнее без толп. ![]() Мы с удовольствием облазали несколько пещер перед прощанием с Чуфут-Кале. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Размах строительства и обустройства города в таких труднодоступных местах поражает. Чуфут-Кале достоин обязательного посещения, он даже превзошел мои ожидания. ![]() Воздушный город ![]() Небольшой видеоролик о Чуфут-Кале Внизу нас ждали сувенирные лавочки. Как же мы можем уехать из Крыма без его чаев и подарков?! Возле Свято-Успенского монастыря стало спокойнее и менее суетливо. ![]() ![]() ![]() Максим по дороге купил традиционный головной убор, что-то их покупка уже начинает у нас входить в привычку :) Ему очень идет ;) В опустошенную бутылку, решили набрать воды из источника в дорогу. ![]() ![]() Монастыри-побратимы ![]() ![]() ![]() Когда мы подошли к остановке Староселье, как раз подъехала наша маршрутка №2. Заплатив по 9 рублей с носа, далеко на ней мы не уехали - попали в длиннющую пробку при въезде в Бахчисарай (помните фотографию транспортного потока на единственной артерии старого города?). Мы сошли с маршрутки, подумав, что пешком быстрей доберемся до города, но тут нам подвернулся ресторанчик Hosh Sefa с крымско-татарской кухней. Столики и топчаны расположились в уютном дворике: цветы, фонтанчики, детская площадка. ![]() ![]() Обедом в этом ресторане мы и закончили свое первое знакомство с Крымским краем. Едва успели подняться к нашему дому, распрощаться с хозяевами, как за нами приехало такси, которое благополучно доставило нас в аэропорт Симферополя. Два дня в Крыму пролетели быстро, как сон наяву. С собой в Москву мы привезли лишь яркие воспоминания, да солнечную и теплую погоду - вернули ненадолго лето домой. | ||
| ||
Просмотров: 3014 | Теги: |
Всего комментариев: 0 | |