Главная » Статьи » ЕВРОПА » Прибалтика

Новогодние каникулы в Эстонии. Часть 1
Часть 1 - Тарту - Таллин
Часть 2 - Тарту - Раквере

Кризис, курс рубля и прочие, не очень приятные, факторы повлияли на выбор места встречи Нового года для многих российских семей, и наша не стала исключением – этот Новый Год, первый раз за много лет, мы отметили дома. Но неожиданное предложение старого друга Дмитрия - провести новогодние каникулы в Эстонии, мы всё же решили поддержать, чтобы не загнуться от скуки и безделья в эти длинные выходные. Нам, счастливым обладателям долгосрочного мультишенгена, собраться - считай только подпоясаться ;)

В последних числах октября Дима бронирует целиком большой гостевой дом Mäeotsa Puhketalu, в котором планируют разместиться пять семей с детьми всех возрастов.

За неделю до отъезда быстренько оформляем медицинскую страховку он-лайн, и буквально за пару дней до выезда делаем Грин-карту на машину (минимальный срок 15 дней, стоимость 2450 руб.).

На месте мы должны быть уже 2-го января, потому праздновать НГ закончили той самой новогодней ночью, и первого января уже «ни-ни»:) Выезжать планируем в 6 утра, от дома до места нашего проживания в Эстонии нам ехать ровно 900 км.

С двумя экипажами договариваемся встретиться уже на Новой Риге, но как обычно, прокопавшись, на самом деле двинулись в путь лишь в 7 утра. Догоняли ребят долго, и лишь в Великих Луках смогли собраться вместе. Обменялись рациями и поехали уже веселей, впереди были граница и ещё 400 км пути.

Переходить границу мы планировали, как и в прошлую нашу поездку в Эстонию, в районе Шумилкино-Лухамаа (57°38'32.1"N 27°21'57.4"E). Дима и Сергей изначально держали путь к другому погранпереходу, но потом согласились с нашим маршрутом, и мы все вместе двинулись всё-таки в Шумилкино…

Не доезжая границы, в Изборске, мы заправили полный бак дешевого российского бензина по 37 рублей, зная, что в Эстонии он будет стоить примерно 1 евро за литр. Там же, чуть ближе к пограничному пункту нашли придорожный ресторанчик с большой парковкой и вкусными супами – это была наша первая трапеза, начиная с выезда из дома, а между тем время было уже полпятого вечера.

После обеда, наши три экипажа двинулись дальше – на пограничный переход Лухамаа (Luhamaa), в 17.20 мы ткнулись в конец длинной очереди и поняли, что перспективы у нас весьма и весьма печальные. Положение усугублял мороз, который начал крепчать, что не позволяло сидеть в машине с выключенным зажиганием, а тратить так бездарно топливо, припасенное для поездки по Эстонии, совсем не хотелось. Максим оделся потеплее, да решил прогуляться вдоль очереди, чтобы хоть немного прояснить обстановку. Вернулся он с нерадостными новостями – в очереди ровно 100! автомобилей, 26 из них с эстонскими номерами, а все остальные с российскими. Вот тебе и 2-е января, видать все кинулись спасать свои несостоявшиеся в дальних странах каникулы в ближайшие, ещё пока доступные. Дима, в машине которого находился еще и грудной ребенок, с упреком посмотрел на нас с мужем: «Я же говорил надо ехать в Печоры…». Посовещавшись, решили, как раз его и отправить на разведку на погранпереход Койдула (Koidula), а сами остались держать места в этой очереди.

Минут через тридцать Дима перезвонил и сообщил нам, что в Печорах на границе нет вообще никого! Мы быстро разворачиваемся и выдвигаемся в сторону Койдулы. В очереди на Лухамаа мы потеряли целых 50 минут, а продвинулись всего на несколько метров. Чтобы не терять время, мы свернули по первому же указателю на «Печоры», это была жуткая грунтовая дорога 58K-326. Дорога просто ужасная, мы ехали в кромешной темноте, сквозь лес и местами населенные пункты, в воздухе стояла взвесь пыли с метелью. 16 км сильно сократили наш путь до второго погранперехода, но потратили мы на этот путь аж 30 минут. И, о чудо! Наши две машины единственные перед шлагбаумом российской границы. В будке с нас сняли побор за платные дороги в размере 150 рублей, и совсем не приняли наши возражения по поводу того, что мы по ней и не ехали вовсе. Нашу границу мы прошли за 35 минут, досмотр был минимальный – просто заглянули в багажник, но зато заставили поднять, одеть и вывести из машины даже спящего ребенка для пограничного контроля. На нейтральной территории мы снова воссоединились с нашим «разведчиком» и уже тремя экипажами проехали на эстонскую границу, которую пересекли ещё быстрее, всего за 15 минут. К 19.00 часам (уже по-эстонскому времени) с границы выехала последняя наша машина, и в полной темноте, узкими дорогами, запорошенными снегом, мы отправились до конечной точки нашего путешествия - Mäeotsa Puhketalu (здесь мой подробный отзыв о доме), всего 130 км и целых 2 часа пути при соблюдении всех строгих правил эстонского ДД.

К нашему пристанищу на ближайшие 7 дней мы подъехали ближе к девяти вечера. Здесь нас встретила вторая часть нашей большой компании – две семьи, выехавшие из дома на полдня раньше нас. Ребята встретили нас натопленным домом и вкусным ужином (и когда всё успели?!). Мы, наконец собрались все вместе, и (будете удивляться) познакомились :) Да, большая часть компании были до этого момента незнакомы друг с другом.

Утро 3-го января встретило нас морозцем и выросшими за ночь сугробами, оказывается всю ночь шел снег, а мы и не заметили. Ну, в общем, никто и не был против, а то зима до этого момента совсем аномально бесснежная была.
Maeotsa Puhketalu, Эстония

После вчерашней долгой дороги из России в Эстонию, никто особо далеко ехать на машине не планировал, потому, после завтрака, частями стали выезжать в Тарту (в результате всё равно собрались все в одном месте). То ли праздники сказались, то ли в Эстонии тоже никто не оказался готов к такому количеству снега, но и трассы, и город были абсолютно не чищенными, что весьма и весьма затрудняло движение.

Наша семья уже бывала в Эстонии, потому в этот раз грандиозных планов у нас не было, в основном мы хотели посетить те места, до которых в прошлый раз не добрались. Одним из таких мест был Центр науки AHHAA в Тарту.

Часы работы: воскресенье – четверг с 10.00 до 19.00, пятница и суббота – с 10.00 до 20.00. Стоимость: 12 евро взрослый, 9 евро школьники, семейный билет 26 евро, семейный с планетарием 32 евро.

Мы припарковались в подземном паркинге, бесплатном для посетителей центра. Количество мест там ограниченно, зато имея входной билет в центр AHHAA, по которому можно входить и выходить до закрытия, мы удачно продержали там свою машинку до самого вечера, не думая о парковке в центре города.

Итак, покупаем семейный билет с посещением планетария, и также приобретаем билеты со скидкой в кинотеатр 4D, который можно посетить в ближайшие 10 дней. Мы приехали достаточно рано, и центр был ещё полупустым. Скорей, скорей, отправляемся изучать, экспериментировать, тестировать и пробовать…
Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA

Пока Максим разгадывает головоломки, мы с Егором, надев специальные перчатки, отправляемся в зеркальный лабиринт (будьте осторожны, сын, например, с разбегу вошел в зеркало лицом, думая, что это проход).
Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA

Один из самых любопытных объектов, что-то тут происходит с гравитацией…
Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA

Здесь можно понаблюдать, как вылупляются цыплята в стеклянном инкубаторе, понаблюдать за жизнью внутри муравейника, остаться без головы, или остаться просто головой.

В зале сменных экспозиции (тема меняется раз в полгода), мы поиграли в шпионов.

Самый большой зал – зал технологий, порадовал всякими технологическими сюрпризами и экспериментами, оптическими и слуховыми иллюзиями.
Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA

Галя и Максим проехали на велосипеде по тросу на высоте 8 метров, мы с Егором погуляли по туннелю, в котором сложно удержать равновесие.
Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA Эстония, Тарту, Центр науки AHHAA

В 15.00 мы посетили планетарий. Приятно порадовало, что лекция проходила на русском языке, так как подавляющее большинство зрителей оказались русскими. Зал совсем небольшой и на сайте центра AHHAA советуют бронировать места заранее, но нам повезло с билетами, потому что мы приехали одним из первых в центр. Планетарий уютный, лекция интересная, нам всем понравилось, тем более, что мы с мужем последний раз были в нем ещё в школьном возрасте, а Егор вообще ни разу не был в планетарии.

Моё видео о Центре науки AHHAA

После сеанса в планетарии, мы пообедали в местной кафешке, обед здесь оказался относительно недорогим – на четверых всего 20 евро, а вот 2 кофе обошлось, аж в целых 5 евро.

Оставив машину в подземном паркинге центра Науки, мы отправились прогуляться до Ратушной площади. Снег, падавший уже сутки, завалил все улочки города, создавая самое что ни на есть зимнее настроение.

Дети, истосковавшиеся по снегу, не пропустили ни одного сугроба, которые встречались по всему маршруту до Ратуши, они валялись, кидались снегом, катались с этих горок и просто дурачились.
Эстония, Тарту

Красивая праздничная иллюминация делает уютными улицы старого города.

На Ратушной площади елочками огородили небольшой участок, где днем, видимо, работает небольшой рождественский рынок, но детей больше заинтересовали качели, которые установлены внутри этого елового пяточкА.

Делаем небольшой круг по улице Rüütli до Тартуского университета.

Вернулись на Ратушную площадь, и дети бегом побежали, снова качаться на веревочных качелях, мы, кстати, с Максимом тоже с удовольствием к ним присоединились ;)
Эстония, Тарту

На мой взгляд, новогодняя ёлка, установленная в Тарту, на Ратушной площади, точно больше и красивее той, которая стоит в Таллине. Хотя, возможно, я не совсем объективна, ведь Тарту - город, в котором я провела своё детство :)

В центре AHHAA мы снова встретились со своими друзьями, с которыми немного растерялись, пока мы пребывали в планетарии. Им тоже захотелось ещё ненадолго вернуться сюда. Мы с Егором проверили, не вылупились ли цыплятки, затем минут 30 мы по очереди прыгали, желая получить запись эффектного замирания в воздухе. У нас это вышло примерно так:
Полет мамы
Полет дочки

Из центра AHHAA наша компания уходила практически последней. Ребята поехали в дом, готовить ужин и расслабляться в натопленной хозяйкой бане, а мы отправились пугать моего папу своим появлением, ведь я его не предупреждала о нашем приезде в Эстонию.

Вечером, после ужина и баньки, мы засели играть в настольные игры и заодно обсуждать планы на завтрашний день. Время с ACTIVITY летит незаметно, зажигательно и очень весело! Ещё в нашем арсенале развлечений для большой компании водились ALIAS , МОНОПОЛИЯ и UNO. Засиживались каждый вечер за играми до часу ночи, но несмотря на это, утром всё равно старались вставать не поздно, чтобы куда-нибудь отправиться.

Завтрашний день решено было посвятить поездке в Таллин. Еще за месяц до поездки, я практически уже забронировала экскурсию Легенды и тайны Старого города с индивидуальным гидом. Но поскольку компания собиралась у нас большая, есть и совсем маленькие детки, с датой экскурсии сразу все не готовы были определиться, решили, что забронируем уже на месте. В результате я сильно пожалела, о том, что не сделала этого всё же заранее. На эти постновогодние даты не осталось ни одного свободного гида :( Ничего не оставалось, как развлекать себя самим в Таллине.

Утром смогли подняться и позавтракать достаточно рано. За завтраком выяснилось, что ехать в Таллин решили все, потому стартуем всеми пятью экипажами, рации нам в помощь – в дороге и удобнее и веселее.

Эстонию завалило снегом всю! На дорогах нужно быть предельно внимательными, потому как местами они были совсем нечищенные, поэтому ограничение скорости на трассах соблюдается даже с удовольствием. Камеры висят на всем протяжении дороги от Тарту до Таллина, их количество просто поражает, и ограничивает маневренность при обгонах. А зима красивая, белая снежная, как в сказке про «Снежную королеву»!
Эстония, зимние дороги

170 км до Таллина проделываем где-то за 2 часа, находим парковку прямо возле одного из входов в Старый город. Парковочка оказалась не дешевой: 1,25/30 минут или 10 евро/сутки. Понимая, что гулять мы будем не меньше 4 часов, идем оплачивать сразу сутки, всё равно то на то и выходит. Что интересно, половина машин, припаркованных здесь, были с российскими номерами.

А на улице, между прочим -18 градусов, так что самых мелких деток упаковываем как можно теплее, проще всего со средними – они ж ни минуты на месте не стоят, такие все активити :)

Делая первое групповое фото при входе в Старый город Таллина (здесь ещё двоих не хватает), понимаем, что перекрываем всю улицу :)
Эстония, Таллин

Мороз и солнце, день, и впрямь, чудесный! Только руки в перчатках отказываются слушаться и нажимать на кнопки фотоаппарата.

Оставшись, к сожалению, без гида, бродим по городу, не имея определенной цели и информации. Как бывавшие в этих краях ранее, берем с Максимом на себя роль провожатых.

На Ратушной площади красота – вокруг елки разбит рождественский рынок, в воздухе витает запах глинтвейна и сладких орешков, в палатках продают сувениры и зимние вязанные вещички. Максим куда-то пропал, нет и нет его, и не видать нигде. Появился, несет в руках белые красивые варежки для меня. Они оказались очень теплыми, хоть и неудобными для фотографа, зато спасали меня от любых морозов. Такой вот у меня внимательный и заботливый муж :)
Эстония, Таллин

Как удобно всё-таки ходить с рациями, когда компания большая. Растерявшийся на этом празднике народ, с большим трудом, но всё же собираем вместе, и ведем знакомыми улочками в верхний город.

Максим прячет в руках то, ради чего он вообще согласился ехать в Таллин - пакет со сладкими вкусными орешками :)

В саду датского короля появились монахи, спрятавшиеся за пустыми капюшонами, в прошлый наш приезд их ещё не было.
Эстония, Таллин

Этот сад является местом проведения праздника флага Дании, который отмечают в Таллине каждый год.

Заглянем на смотровые площадки верхнего города и полюбуемся зимним Таллином. Во время прогулки периодически заныриваем в сувенирные лавочки, но не с целью обзавестись сувенирами, а для того, чтобы хоть немного согреться.

Таллину очень к лицу этот белый наряд, крыши, припорошенные снегом, делают этот город просто сказочным.

Мороз не отпускает, а мы уже гуляем больше двух часов, потому спускаемся ближе к Ратуше, с желанием найти местечко, где мы сможем пообедать и согреться.

Галино любимое местечко, известное своей легендой о свадьбе чёрта. Вооон то верхнее окно, занавешенное черной занавеской, видите?
Эстония, Таллин

Я уговорила друзей прогуляться до Доминиканского монастыря, уж больно мне понравилось это местечко в прошлый наш приезд в Таллин.

Если посмотреть на фото ниже и выше, то создается ощущение, что в городе нет туристов, но это совсем не так – туристами со всех стран старый город просто переполнен! По-моему, их даже на майские праздники было меньше.

За время нашей прогулки мы успели обзавестись теплыми памятными сувенирами – шерстяными изделиями – варежками, да шапками-шарфами, которые так и согревали некоторых из нас до конца нашей морозной поездки в Эстонию.
Эстония, Таллин

Удивительно, но мы практически с первой попытки нашли заведение, которое смогло разместить всю нашу честную компанию, а это ни много ни мало 19 человек, им оказался паб Kwakinn. Кстати, владельцы – петербургская ресторанная компания KwakInn Club. Мы заняли все подвальное помещение ресторана, здесь, наконец-то, согрелись и неплохо пообедали. Вот официанты, небось, удивлялись: пришла толпа русских и заказали всего 2 пива, одно из которых было безалкогольным :)))

После ресторанчика мы дали друг другу свободное время, договорившись о встрече на парковке через полтора часа. Некоторые ребята пошли по сувенирным магазинам и рождественским палаткам, а мы отправились к Толстой Маргарите.

Сравниваем ёлочку с Тартуской
Эстония, Таллин

Заглянули в одну из старейших действующих аптек Европы. Историки не смогли определить, когда именно открылась аптека, но старейшие из доступных записей показывают, что Ратушная аптека принадлежала уже своему третьему владельцу в 1422 году. Некоторые ученые считают годом открытия 1415 год. Википедия. Нам нужны были капли для Егора, и Максим просто зашел в аптеку, увидев надпись над входом, он и не знал вовсе, что это одна из знаменитых достопримечательностей Таллина.

Просто симпатичный дворик с новогодним настроением

Ну, и вот она – Толстая Маргарита с рождественской подсветкой. Одна из сохранившихся башен крепостной стены, построенная еще в начале XVI века, она имела 155 бойниц и внушительные размеры: 25 м в диаметре и 20 м в высоту.
Эстония, Таллин

Сегодня внутри этой башни разместился Морской музей Эстонии, он как раз относится к числу не посещенных нами в прошлые приезды в Таллин, так что решили заглянуть.

Покупаем семейный билет за 12 евро, и у нас как раз остается час до закрытия музея на изучение его экспонатов. Внутри музея я не стала фотографировать, а вот вид, который открывается со смотровой площадки на крыше башни, запечатлела.

На парковке было решено разделиться: нас отправили домой, готовить ужин из оставшихся в доме продуктов, кто-то поехал в супермаркет на закупки продуктов, для наших следующих завтраков и ужинов, а кто-то просто прогуляться по местным торговым центрам. Всю обратную дорогу мела метель, которая под конец пути практически меня усыпила (и не только меня, все приехавшие позже водители, жаловались ровно на это же), но несмотря на сложную зимнюю дорогу, вернулись мы всё за те же 2 часа. Растопили печку, согревая дом к возвращению друзей и приготовили незатейливый ужин. Ребята привезли много вкусняшек на последующие дни. Вечер мы снова провели за настольными играми. Завтра решено было отдыхать от дальних поездок.